Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации "Детский сад №66" г. Таганрога
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Советы специалистов

Учим названия цветов

Умение называть цвет предмета характеризует качество словарного запаса. Различие цветов дети усваивают довольно рано, поскольку оно основано на зрительном восприятии. К 5 годам развивающийся по возрасту ребёнок знает и использует в речи названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и оттеночных( промежуточных) цветов (розовый, фиолетовый, коричневый, голубой, серый, салатный и т. д.).

Однако некоторые долго не могут запомнить и ввести в свою речь названия цветов. Бывает, что даже в подготовительной группе вопрос «Какого цвета?», ставит ребёнка в тупик. Расскажем, как помочь запомнить цвета (Смотри в книге: Л. Г. Парамонова «Пиши и говори правильно»).

  1. Прежде всего убедитесь, что у ребёнка всё в порядке со зрением и он хорошо видит предметы и различает цвета.
  2. Начинайте с одного из основных цветов и работайте над ним до тех пор, пока ребёнок прочно не усвоит и не будет сам легко называть его. Только после этого принимайтесь за следующий цвет. Так, выучив один из тёплых цветов (красный или жёлтый), принимайтесь за холодный цвет (синий или зелёный), и так чередуйте цвета далее.
  3. Начните с работы над ПОНИМАНИЕМ и пополните пассивный словарный запас. Для этого заранее приготовьте образцы цветов. Их вы будете показывать ребёнку, а потом повесите в детском уголке, чтобы ребёнок мог обращаться к ним для сравнения и заучивать названия. В уголке должны висеть только те картинки- образцы, которые он знает. По мере обучения вы будете добавлять новые. На картинке-образце нарисован предмет нужного цвета. Проследите за тем, чтобы цвет был насыщенным и чтобы назвать его можно было однозначно — например, жёлтым, а не оранжевым и не коричневым. Назовите картинку и представьте цвет так, как мы предлагаем:

    ЖЁЛТЫЙ ЖЕЛТОК,
    КРАСНЫЙ КРАН,
    СИНИЙ ВАСИЛЁК,
    ЗЕЛЁНАЯ ЗЕЛЁНКА.

    Предложенные словосочетания содержат названия предмета (при этом предмет хорошо знаком ребёнку, он часто его ВИДИТ в своём быту) и название признака по цвету (при этом цвет — постоянный признак этого предмета и его также легко УВИДЕТЬ, кроме того название цвета ЗВУЧИТ ПОХОЖЕ на название самого предмета и легко запоминается: стоит произнести ЖЕЛТОК как само собой говоришь — ЖЁЛТЫЙ).

    Попросите найти ТАКИЕ ЖЕ по цвету картинки, игрушки, предметы. Подносите образец, сравнивайте и уточняйте — ТАКОЙ ли цвет (спрашивайте, употребляя именно это слово). И КОММЕНТИРУЙТЕ: солнце ТАКОЕ же, как ЖЁЛТЫЙ ЖЕЛТОК — жёлтое. Когда ребёнок будет без ошибок находить и показывать ТАКИЕ же по цвету кубики, мячи, ленты и т. д., понимание сформировано.

  4. Переходим к формированию правильного УПОТРЕБЛЕНИЯ и наполнению активного словарного запаса. Учите ребёнка отвечать на вопрос «КАКОЙ ПО ЦВЕТУ?», задаваемый к предметам известного ему цвета. Комментируйте сами и поощряйте повторять или отвечайте сами, если ребёнок молчит.

    Солнце такое же, как ЖЁЛТЫЙ ЖЕЛТОК — ЖЁЛТОЕ.

  5. Активно используйте названия цветов в повседневной детской жизни: называйте цвета одежды, фруктов и овощей, поощряйте описывать предметы, рисуйте карандашами, красками, фломастерами, лепите из пластилина, стройте из кубиков и т. п. и ГОВОРИТЕ. Вам помогут лото «Какого цвета», книжки с наклейками или вкладышами разных цветов, обучающие цветные раскраски.
  6. Выучив основные цвета, переходите к оттеночным цветам, используя тот же принцип представления нового цвета:

    РОЗОВАЯ РОЗА
    СИРЕНЕВАЯ СИРЕНЬ
    ФИОЛЕТОВАЯ ФИАЛКА
    КОРИЧНЕВАЯ КОРА
    ГОЛУБОЙ ГЛОБУС
    ОРАНЖЕВЫЙ АПЕЛЬСИН

  7. В трудных случаях заучивайте стихи о цвете. Например, такие :

    С мамой жёлтые цыплятки
    Целый день играют в прятки.
    В одуванчиках сидят,
    Не найти никак цыплят!

  8. Научите прислушиваться К СЛОВАМ и толковать такие названия как:

    МАЛИНОВЫЙ
    САЛАТНЫЙ
    ИЗУМРУДНЫЙ
    ЗОЛОТОЙ
    ЛИМОННЫЙ

Играйте, обучая, и ваш ребёнок обязательно порадует вас своими успехами!

назад