Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации "Детский сад №66" г. Таганрога
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Советы специалистов

Речевые игры для детей старшего возраста

Речевые игры и упражнения могут проводиться как в детском саду, так и в семье. Они направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Игры на звуковой анализ слова

1. «Подумай, не торопись»

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр» (воробей, грач, сорока…).

- Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний «ш» (карандаш, камыш..)

- Какое слово получится, если к «но» прибавить один звук? (нож, нос)

- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м». (Мама моет Машу мылом, мочалкой.)

- Придумай кличку собаке (кошке), чтобы второй звук был «у», а последний – «к» (Шустрик, Кузнечик, Мурзик, Тузик).

- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у» (бумага, дудочка, лук, мука).

2. «Если б мы были художниками

Предложить ребенку «нарисовать» картину, на которой изображен сельский домик. Стены его уже готовы, а мы будем подрисовывать детали – части дома, в названиях которых должны быть звуки «р» и «рь» (Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак…)

- Какая мебель и другие предметы могут находиться внутри дома? ( Шифоньер, сервант, кровать, телевизор, картина…)

- Кто мог бы жить в этом доме? (Родители, ребята)

- А как мы назовем людей, живущих в этом доме? (Сергей, Петр, Ирина, Марина, Шура…)

- А что мы нарисуем около дома? ( Деревья, кустарники: сирень, смородину, крыжовник; цветы: розы, ромашки, нарциссы, астры; траву…)

Можно предложить другие сюжеты:

-изобразить грядки с горохом, огурцами, укропом…

-пруд с рыбами (карасями, карпами).

-поселить в конуре собаку и подобрать ей кличку со звуком «р» и «рь» (Дружок, Трезор).

Игры на определение частей (слогов) в слове

1. «Купи игрушку»

На столе игрушки: мяч, кукла, лиса, машина, собака, Буратино, Чебурашка и др.

Ребенку дается задание - купить игрушку, в названии которой два слога ( кук-ла, ли-са), затем игрушку, в названии которой слышится три части (ма-ши-на, со-ба-ка) и игрушку, в названии которой четыре части ( Бу-ра-ти-но, Че-бу-раш-ка).

2. « Найди вкусное слово».

Предложить ребенку «накрыть» стол к чаю. Но выбирая лакомства, нужно называть только те слова, которые состоят из двух или трех частей и в которых есть звуки «Л» и «Ль» (вафли, булка, калач, лимон, халва, пастила, бублики, леденцы, соломка, шоколад и др.

Начало и конец слова

1. «Придумай слово»

Взрослый называет начало (первую часть слова), а ребенок придумывает слово и зарисовывает его в альбоме ( «ша» - шарик, шалаш, шакал; «са» - сани, сачок, сапожок;

«ру» - рука, рубашка, рулетка; « ли» - лиса, липа, лимонад )…

2. «Смотри, не ошибись»

Найти слова, начало которых – часть «ЗА» (замок, занавеска, замазка ), а затем слова, в которых часть «-ЗА» будет звучать в конце слова (ваза, коза, мимоза, глаза, береза)…

Задания, требующие от детей осознанного звукового состава, постепенно усложняются.

Уважаемые, родители, играйте с детьми в речевые игры! Ведь это и есть подготовка к школьному обучению, только проходит такая подготовка интересно и ненавязчиво. А ребенок даже не догадывается, что он "занимается", он просто играет!

Материал подготовила воспитатель Куликова И.К.

назад