Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации "Детский сад №66" г. Таганрога
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Советы специалистов

Мама, научи меня читать!

Чтение – умение, которое позволяет родителям считать ребёнка взрослым и готовым к школе. Обучение чтению – процесс сложный и может занять длительное время. Но в любом случае начинать учить читать ребёнка можно только тогда, когда ребёнок научится говорить, то есть когда он будет правильно произносить ЗВУКИ родного языка. В детском саду знакомство с буквами начинается в старшей группе, а активное и уверенное использование букв – в подготовительной. Конечно, если ребёнок проявляет интерес и не имеет проблем с речью, то заинтересованные родители могут начинать обучение раньше. Отметим, что процесс обучения чтению обычно идёт параллельно с обучением письму, то есть дети учатся писать печатные буквы, составлять слова из букв разрезной (или магнитной) азбуки и писать в тетради печатными буквами.

Итак, познакомим вас с этапами обучения чтению и предостережём от ошибок, которые обычно допускают родители.

Буквы

В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать букву, убедитесь, что ваш ребёнок правильно произносит соответствующий звук (или обратитесь к специалисту) и умеет слышать (выделять) его в слогах и словах. Объясните малышу и не путайте сами, что когда мы сами говорим или слушаем речь другого, то произносим и слышим ЗВУКИ. А когда пишем или читаем, то видим БУКВЫ.

1. Первая ошибка при изучении букв – неправильное их называние. Мы, взрослые, начинаем бойко называть буквы алфавита примерно так: А, Бэ, Вэ и т.д. Но так называть буквы можно лишь тогда, когда ребёнок усвоит их и будет читать, но не раньше! Пока он только начинает, научитесь сами и научите его НАЗЫВАТЬ БУКВУ КАК ЗВУК.

Согласные буквы надо называть чётко и кратко, как звук.

Букву М надо называть, как звук, - [м]. Ни в коем случае не ЭМ и не МЭ! Произнося, например, ЭМ мы произносим два звука – и ребёнок путается, не зная, что мы имеем в виду только один из них. При чтении ребёнок так же называет эти два звука и вместо МА читает ЭМА или МЭА. Или вместо слога с мягким согласным МИ читает ЭМ-И или МЭ-И.

Согласную букву Й надо всегда называть как звук - [й]. Никогда не называйте сами и проследите, чтобы ваши родные не называли её [ий] или «и краткая». Это путает детей при чтении, и тогда слово МАЙ читается как «маий» или как «маи». Кроме того, сходство написания и звучания букв И и Й и без того создаёт путаницу у детей, которые часто ошибочно относят согласную букву Й к гласным вместе с И.

Гласные буквы надо называть протяжно.

Напомним взрослым, что гласных букв всего 10 - А,О,У,И,Э,Ы,Е,Ё,Ю,Я.

2. Вторая ошибка заключается в обучении ПОБУКВЕННОМУ ЧТЕНИЮ, т.е. когда ребёнок сначала называет ОТДЕЛЬНЫЕ БУКВЫ СЛОГА: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Кроме того, таким образом невозможно прочитать все типы слогов и такое чтение очень медленное, скандированное, во многом основанное не на понимании, а на догадках. Правильное чтение – это чтение слогами.

В начале обучения ребёнок долго тянет первую букву слога, пока не добавит вторую букву: МММА – и одновременно переводит пальчик с одной букву на другую. Чтение слогов с буквами А, У, О, Ы обычно не вызывает больших трудностей. Труднее даются слоги с буквой И, т.к. здесь надо объяснять, что буква И смягчает согласную перед ней, заставляет звучать мягко, ласково. Ещё больше придётся уделить внимание йотированным гласным Е,Ё,Ю,Я, которые так же изменяют – смягчают - согласные, но при этом и изменяются сами, теряя часть своего звукового состава. Так ребёнок осваивает слоги – слияния, в которых буквы, соединяясь, изменяются.

Чтение слогами - это начальный этап обучения чтению. Цель этапа – научить ребёнка видеть и называть СЛОГ как ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ СЛОВА, и делать это быстро, не задумываясь, автоматически. Это умение вырабатывается в ходе целенаправленного чтения ТАБЛИЦЫ СЛОГОВ. Чем легче ребёнок будет читать слоги по таблице, тем быстрее он начнёт читать слова, т.е. перейдёт к следующему этапу – чтению словами.

Слова и так далее

При чтении слов самое важное – видеть и запоминать слоги и отдельные буквы, складывать отдельные элементы в цельный звуковой комплекс и осмыслять его. Трудность осмысления слов исходит из того, что написание и звучание слов различаются. Успешное чтение слов (быстрое и осмысленное) – результат упражнений.

Научившись читать короткие слова, переходим к более сложным словам, словосочетаниям, предложениям, текстам.

Советуем родителям не спешить, предлагая для чтения большие тексты и стихи (их трудно читать и запоминать), а стараться научить ребёнка читать С УДОВОЛЬСТВИЕМ, РАДУЯСЬ НОВОМУ УМЕНИЮ, и использовать для этого различные ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ: звуковые таблицы для чтения слогов, лото, мозайки, разрезные картинки для чтения слов, тексты с картинками и карточки для чтения предложений. Сейчас выпускается много детских развивающих журналов, в которых есть подобные игровые задания. Именно журналы, а не книги (серьёзные, объёмные и пугающие своей сложностью) дети читают с большим удовольствием. Кроме того, авторы детских азбук и букварей предлагают специальные «первые книги для чтения после букваря», которые содержат интересные адаптированные тексты. Обязательно помогайте своему малышу, подсказывайте. (Психологи советуют родителям до конца начальной школы читать книги, особенно большие, для внеклассного чтения, вместе с ребёнком - по главе, по очереди.)

И конечно, чтобы ребёнок хотел читать и читал, надо показать ему, как любят читать родители! Пусть сын или дочь видят вас с книгой (даже электронной), слышат ваши обсуждения, замечают новинки вашей библиотеки, и тогда у них появится возможность узнать и полюбить чтение!

Учитель-логопед Свердлова Г.В.

назад