Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации "Детский сад №66" г. Таганрога
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Советы специалистов

Логопедические игры для детей раннего возраста (для домашних занятий с родителями)

Артикуляционные упражнения, развивающие мышечную силу и подвижность язычка, губ и нижней челюсти. Эти упражнения способствуют правильному звукопроизношению ребенка. Взрослый должен выполнять вместе с ребенком эти упражнения, чтобы малыш видел образец.

  1. «Большой ротик»: удерживать широко открытый рот на счет до 10-ти. Можно петь при этом: а-а-а!
  2. Поочередное открывание и закрывание рта.
  3. «Иголочка»: широко раскрыть рот и высунуть длинный язычок. Удерживать, не опуская на нижнюю губу.
  4. «Блинчик»: улыбнуться и высунуть на нижнюю губу широкий, круглый язычок, не напрягая его.
  1.  «Накажи непослушный язычок»: покусать высунутый изо рта язычок: пя-пя-пя.
  1. «Котик лакает молоко»: улыбнуться и попеременно высовывать и прятать язычок.
  2. «Почисти зубки» кончиком языка с улыбкой: сначала нижние, потом верхние.
  1.  «Покатай язычок на лошадке» (поцокать).
  2.  «Часики»: поочередное касание углов рта языком с улыбкой.
  3.  «Покачай язычок на качеле»: поочередное касание верхней и нижней губы языком, рот открыт.
  4.  «Построй заборчик из зубов» с улыбкой. «Спой: и-и-и!».
  5. Подуть на язычок за нижними зубами «Посыпь песочек на заборчик» с улыбкой: с-с-с-с.
  6. «Зажужжал комарик у заборчика» с улыбкой подуть на язычок: з-з-з!
  1. «Моторчик»: подуть на губы, вызывая их вибрацию: б-б-б! Можно помочь себе пальчиками.
  2.  «Погреем ручки на морозе»: х-х-х-х.
  3. «Дедушка спит и храпит»: кх-кх-кх!
  4. «Волк заболел и кашляет»: кх! кх! кх!

Игры для развития словарного запаса и грамматической связи слов в предложении.

  1. «Спрячь игрушку»: положи в коробку, под стол, под стул, на пол, на стол, за спину, в карман; отнеси к двери, дойди с ней до окна и т.п.

- Скажи, куда ты спрятал игрушку?

  1.  «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (мебель, одежду, игрушки и т. п.).

- Катя забыла, что это, скажи ей!

  1. «Чей малыш?», «Чья мама?»: группировка животных и птиц по принципу: взрослое животное – детеныши.

- У коровы маленькие …(телята), у козы - ..(козлята), у утки - ..(утята) и т.д.

  1. «Покорми зверей»: усвоение падежных форм существительных.

- Чем покормим корову? (травой), кошку – молоком, собаку – косточкой, козу – сеном и т.д.
- Кого чем угостим? Траву – козе, корове, лошади; морковку – зайцу, орехи – белке, грибы – ежу, белке, молоко – кошке и т.д.

  1. «Назови маленький предмет». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: гриб-грибок, дом-домик, стол-столик, мяч-мячик и т.д.

- Это большой помидор, а маленький … (помидорчик), большой огурец, а маленький.. (огурчик), и т.д.

  1. «Подскажи словечко»: при совместном проговаривании с ребенком знакомых текстов стихов, потешек, сказок. Н-р:, «Наша Таня громко …плачет, уронила в речку….мячик» и т.д. «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой … кота, чижика, собаку, … Петьку-забияку».
  2. «Кто как кричит?»: образование глаголов от звукоподражаний знакомых животных и птиц. Например: «Как кричит собака?» («гав-гав» - лает), «Как кричит  кошка?» («мяу-мяу» - мяукает) и т.д.
  3. «Сделай, как я скажу»: прокати шарик по столу, докати мяч до стола, подержи кубик под столом и над столом, спрячь кубик за спину, положи кубик в коробку и т.д.

Для развития самостоятельной фразовой речи очень полезны игры- театрализации русских сказок с использованием бумажного или пальчикового кукольного театра. Предлагайте детям отвечать на вопросы сказочных персонажей или вступать с ними в диалог.
- Кто в теремочке живет? (лягушка-квакушка, мышка-норушка).
- А ты кто?
- Я – зайка-побегайка! Пустите меня к себе в Теремок!
- Пустим зайку?
- Да, пустим!

Учитель-логопед, канд. пед. наук Макарова Н.В.

назад