Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации "Детский сад №66" г. Таганрога
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Советы специалистов

Лечить, чтобы говорить

Речь ребёнка не является врождённой способностью, а развивается в процессе индивидуального развития организма параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем его общего развития. Чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. Так, ребёнок должен:

быть психически и соматически здоров,
иметь нормальные умственные способности,
иметь нормальный слух и зрение,
обладать достаточной психической активностью,
обладать потребностью в речевом общении,
иметь полноценное речевое окружение.

Все перечисленные условия важны для нормального развития речи. Взаимосвязь и взаимовлияние этих факторов особенно заметны в раннем возрасте, когда развитие происходит интенсивно и в краткие сроки. Например, если грудничок часто болеет, то он не просто медленно развивается физически (плохо набирает вес и растёт, позже начинает держать головку, переворачиваться, садиться и т.д.), но и отстаёт в развитии интеллектуально и эмоционально (позже начинает реагировать на обращённую речь, фиксировать взгляд на говорящем, поворачивать голову к источнику звука, узнавать мать и реагировать на неё и т.д.). Эта закономерность сохраняется и позже, но проявляется уже не в количестве освоенных умений, а в качестве их усвоения. Например, к 3 годам, когда большинство детей уже должны освоить связное высказывание, речь их значительно отличается: кто-то умеет довольно понятно говорить и даже читает стихи, кто-то «говорит на своём языке», а кто-то вроде и говорит, но понять могут только родители.

Речь формируется поэтапно. Каждый определённый возраст имеет свои характерные признаки речевого развития. Если речь ребёнка значительно отличается от условной возрастной нормы, тот это указывает на наличие какого-то неблагоприятного фактора.

Нужно иметь в виду, что, соматическое здоровье (состояние иммунитета, имеющиеся врождённые особенности строения, выявленные хронические заболевания) является определяющим фактором. Поэтому нужно принимать во внимание советы и рекомендации ПЕДИАТРА, ЛОР – врача, СТОМАТОЛОГА, не упускать время и лечить заболевания , не допуская их перехода в хроническую форму. Так, не вылеченные вовремя зубы являются источником инфекции, которая отравляет весь организм, а игнорирование насморка у ребёнка может привести к искривлению носовой перегородки, появлению хронического воспалительного процесса, проблемам с прикусом, что уже прямо влияет на качество речи.

Другим важным фактором является нервно - психическое здоровье ребёнка. Поскольку речь является одной из психических функций организма, имеющиеся нарушения в её развитии указывают на возможные нарушения в деятельности нервной системы, на психическое и неврологическое неблагополучие. На нервную систему ребёнка оказывают влияние вредные воздействия, которым подвергалась мать во время беременности и родов (профессиональные вредности, болезни, травмы, состояние здоровья) или сам ребёнок в первые годы жизни (особенно в первые 3 года). Любые неблагоприятные факторы негативно влияют на здоровье нервной системы и весь организм ребёнка. Эти данные отражаются уже в первом медицинском документе ребёнка – выписке из роддома. Чтобы восстановить нормальное развитие, необходимо не только устранить эти факторы, но и избавиться от последствий путём лечения. Родителям нужно обратиться за помощью к НЕВРОПАТОЛОГУ (ПСИХОНЕВРОЛОГУ) и, если надо, ПСИХИАТРУ. Заинтересованные родители должны обратить внимание, если невропатолог пишет, что у ребёнка ЗПР (задержка психического развития), ММД (минимальная мозговая дисфункция), дизартрия. Такие особенности нервной системы влияют на поведение ребёнка, на его внимание и память, речь. Часто успешные занятия с логопедом невозможны без лечения, которое проводит невропатолог. (Родителям полезно обратить внимание, если у ребёнка постоянно приоткрыт рот, язык часто высунут изо рта и сильно течёт слюна, он улыбается и разговаривает как бы половиной рта, говорит будто «каша во рту» - эти особенности могут указывать на скрытые проблемы.)

С проблемой не надо мириться. Нужно искать специалистов и определять возможные меры избавления. Путём медикаментозного лечения и психолого-педагогического воздействия можно избавиться (или свести в минимуму) многие нарушения. Необходимо взаимодействовать с теми, кто знает и умеет - с врачами и педагогами (логопедами, психологами ). ЛЕЧИТЬ И РАЗВИВАТЬ (если надо, ТО ИСПРАВЛЯТЬ) ХОД РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, не ожидая, что «всё само пройдёт». Самое опасное – это бездействовать или следовать советам «всезнающих бабушек» и терять время! Только действуя всем вместе можно сделать так, чтобы ваш ребёнок стал таким хорошим, каким он может быть!

Учитель-логопед Свердлова Г.В.

назад