Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №66 "Теремок"

Советы специалистов

Какие стихи можно заучивать наизусть с детьми 3 лет?

Потешки

Литературные произведения оказывают большое влияние на развитие детей. При этом важную роль играют произведения фольклора (пословицы, поговорки, потешки, загадки, сказки).

Остановимся на опыте использования потешек, как средства формирования речи.

Содержание потешек динамично, богато глаголами, наполнено последовательно сменяющимися действиями. При этом слово можно соединить с действием ребёнка, то есть можно инсценировать потешку, даже если ребёнок не владеет речью. Наглядность поможет ребёнку запомнить значение конкретных слов и уяснить последовательность развития сюжета. Наличие в потешках большого количества повторов слов, словосочетаний, предложений способствует их запоминанию, а затем и активному употреблению.

Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно - ласкательным значением и составляют особый детский словарь, доступный самим детям в произношении и активно употребляемый ими (кошка - «киса», «котя», «киска»; петух - «петя»; заяц - «зайка»...).

Для развития речи важно включение в речь ребёнка слов, обозначающих действия в различных грамматических формах. Потешки сопровождают действия ребёнка в конкретной бытовой ситуации (умывается, кушает, гуляет), что способствует быстрому непроизвольному запоминанию потешки.

В потешках часто употребляются постоянные эпитеты, характеризующие внешние признаки предмета. Многократно прослушивая их, дети непроизвольно запоминают словосочетания и одновременно усваивают правила согласования форм в той или иной грамматической форме (серенькая кошечка, масляна головушка...).

Потешки можно использовать с целью описания предмета - как образец для подражания при составлении описательных рассказов:

  • Как у нашего кота Шубка очень хороша...
  • Петушок, петушок, Золотой гребешок…
  • Трух-тух, трух-тух -
    Ходит по двору петух!
    Сам со шпорами...

Часто потешки используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук («Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Этот пальчик - дедушка» и т.д.).

Авторские стихи

p>Отметим, что размер стихотворения должен быть доступен ребёнку. Начинать следует с заучивания наизусть двустиший, затем четверостиший и т.д.

 

Лучше, если это будут стихи не переводные (так как при переводе бывает трудно, сохранив содержание, получить достойную и доступную пониманию детей форму стиха), а написанные русскоговорящими поэтами, признанными классиками детской литературы (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, В.Степанов, В.Благинина, Б.Заходер, З.Александрова, С.Михалков). Если же вы читаете или заучиваете наизусть переводное стихотворение, то это должен быть хороший литературный перевод (много переводил для детей С.Маршак).

Конечно, можно читать и учить наизусть стихи малоизвестных поэтов, если они вам понравились, но такие стихи должны соответствовать ряду требований:

  • Стихотворная строка должна быть короткой (детям трудно правильно повторить большое количество слов; при излишнем количестве слов ребёнок сократит слова или заменит одно слово другим);
  • В стихах должна быть чистая и ясная рифма ;
  • В стихах не должно быть много непонятных, редко встречаемых слов (терминов, жаргонизмов, неологизмов, устаревших слов), а также слов, сложных по звуко-слоговой структуре;
  • Слова, используемые в стихах, должны относиться к сфере русского литературного языка и не содержать жаргонизмов, диалектизмов;
  • Содержание стихотворения должно в образной форме отражать реальную окружающую действительность, развивать представления ребёнка о мире, воспитывать нравственные качества.

Стихи для малышей должны способствовать подражательной деятельности (изобразить голос какого-либо животного, повторить какое-либо слово), а также, стимулировать развитие мелкого ручного праксиса, что, в свою очередь, благотворно влияет на речевое развитие (сделать пальчиками «козу», «зайку», показать, как птички клюют).

Развивайте ребёнка играя, и он ответит вам любовью и порадует своими успехами!

Учитель-логопед Свердлова Г.В. назад

назад