Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №66 "Теремок"

Советы специалистов

Гиперактивные дети

Большинство исследователей отмеча­ют три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Ю.С. Шев­ченко, Н.Н. Заваденко). Гиперактивность проявляется избыточной двигательной ак­тивностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движе­ниями, которых ребенок часто вовсе не за­мечает. Для детей, страдающих СДВГ, ха­рактерна чрезмерная болтливость, неспо­собность усидеть на месте, меньшая - по норме - продолжительность сна. В двига­тельной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязы­вать шнурки, застегивать пуговицы, ис­пользовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные иссле­дования показали: двигательная актив­ность детей с СДВГ по сравнению с други­ми выше (даже во сне).

В чем может про­являться дефицит внимания? В труднос­тях его удержания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости с частыми пере­ключениями с одного заня­тия на другое. Непоследова­тельность в поведении, забыв­чивость, неумение слушать и сосредото­читься, частая потеря личных вещей - вот как можно характеризовать таких детей. К тому же они старательно избегают зада­ний, требующих длительных умственных усилий.

Что касается импульсивности: ре­бенок часто действует, не подумав, переби­вает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеет ждать, часто по­вышает голос, эмоционально лабилен (ча­сто меняется настроение).

Примечательно, что внешние проявле­ния СДВГ с возрастом могут меняться. Ес­ли в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонаруше­ний и преступлений. Известно: у гиперак­тивных детей рано развивается тяга к ал­коголю и наркотическим веществам. По­нятно, какую серьезную социальную про­блему представляет данная патология. Да, к подростковому возрасту, повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и де­фицит внимания сохраняются. По резуль­татам исследования Н.Н. Заваденко, пове­денческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имев­ших в детстве диагноз СДВГ.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствуют возникновению труд­ностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются за­держки на 1,5-1,7 года. К этой характерис­тике добавьте слабое развитие тонкой мо­торной координации; беспорядочные, не­ловкие движения; постоянную внешнюю «болтовню», указывающую на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудности планирования; слабую психо­эмоциональную устойчивость при неуда­чах; низкую самооценку; упрямство, лжи­вость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель за­щитного поведения, выгодная для них, а потому трудноисправляемая.

Характерная черта умственной деятельности гиперак­тивных детей - циклич­ность: продуктивно они могут работать 5-15 ми­нут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ре­бенок отвлекается и не ре­агирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается. Гиперактивный ребенок имеет как бы мерцаю­щее сознание, может «впадать» и «выпа­дать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. При недоста­точном развитии вестибулярного аппарата ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы со­хранить концентрацию внимания, он при­меняет адаптивную стратегию: активизи­рует центры равновесия при помощи дви­гательной активности.

Анализ возрастной динамики СДВГ по­казал два всплеска проявления активнос­ти. Первый отмечается в 5-7 лет и прихо­дится на период подготовки к школе, вто­рой - в возрасте 12-15 лет (период полово­го созревания). Причины возникновения СДВГ окончательно не выяснены, несмот­ря на значительное число исследований в данном направлении. На современном эта­пе доминируют три группы причин разви­тия: повреждение центральной нервной си­стемы во время беременности и родов; ге­нетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений. По результа­там исследования Н.Н. Заваденко, возник­новение СДВГ из-за раннего повреждения центральной нервной системы в период бе­ременности и родов встречается в 84% слу­чаев, генетические причины - в 57, нега­тивное действие внутрисемейных отноше­ний - в 63% случаев. Какие же факторы могут послужить причинами раннего по­вреждения центральной нервной системы во время беременности и родов? Речь идет о недостаточном питании матери, об отрав­лении свинцом, о внутриматочных дефек­тах, наркотическом отравлении (например, кокаином), кислородной недостаточнос­ти, недоношенности плода и т.д. А.В. Семенович называет 3-4-й месяцы внутриутробного раз­вития «критической точ­кой» развития, в которой «функциональная органи­зация мозга кардинально меняет свои динамические и статические характерис­тики». По результатам многочисленных исследо­ваний, одна из самых распро­страненных причин отклоняю­щегося психического развития - родовая травма шейных отделов по­звоночника (О.И. Ефимов, А.Ю. Ратнер).

Высокая частота синдрома характерна для мальчиков. Обусловлен этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского пло­да к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больший резерв компенсаторных возможно­стей по сравнению с мальчиками. Характер­ные проявления генетического фактора про­слеживаются в нескольких поколениях од­ной семьи, значительно чаще среди родст­венников мужского пола. Влияние биологи­ческих факторов играет существенную роль в младшем возрасте, затем возрастает роль социально-психологических факторов, осо­бенно внутрисемейных отношений.

Дети с синдромом гиперактивности име­ют достаточно высокие компенсаторные  механизмы. Для их включения должны со­блюдаться определенные условия: обеспе­чение эмоционально нейтрального воспи­тания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медика­ментозная поддержка; разработка инди­видуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей; своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.

Что следует помнить? Гиперактивность - это не по­веденческая проблема, не ре­зультат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть постав­лен:

  1. специалистами;
  2. по достижении ребенком возраста 8 лет;
  3. по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозмож­но решить волевыми усилиями, автори­тарными указаниями и убеждениями. Ги­перактивный ребенок имеет нейрофизио­логические проблемы, справиться с кото­рыми он самостоятельно не может. Дис­циплинарные меры воздействия в виде по­стоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведе­ния ребенка, а скорее ухудшат его.

Рекомендации родителям при общении с детьми, имеющими признаки гиперактивного поведения

  1. В отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Подчёркивайте его успехи и поощряйте его усилия, особенно во всех видах деятельности, требующих концентрации внимания, даже если результаты далеки от совершенства. Это укрепляет уверенность ребёнка в собственных силах и повышает его самооценку. Поощрение желательного поведения может быть не только словесным, но и материально ощутимым: можно поощрять ребёнка наклейками, вырезанными из бумаги звёздочками, нарисованными смеющимися мордочками и т.п., а при наборе определённого их количества – вознаграждать.
  2. Старайтесь реже говорить «нет» и «нельзя» – лучше попробуйте переключить его внимание.
  3. Разговаривайте с ребёнком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Не давайте ребёнку длинных указаний и не читайте долгих нотаций – он вас просто не выслушает до конца.
  5. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  6. Невозможно и не следует подавлять повышенную двигательную активность – направьте её в нужное русло. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры, особенно такие, которые одновременно развивают внимание (например, физические упражнения, когда вы показываете одно, а говорите другое, и ребёнок должен следовать только указаниям).
  7. Поощряйте сильные стороны ребенка. Помогите ребенку стать знатоком и виртуозом в каком-либо деле (музыка, шахматы и т.д.), которое ему интересно и лучше даётся. Любые знания, умения и увлечения поднимут его самооценку и рейтинг в глазах других детей.

Понаблюдайте за своим ребенком, возможно у него есть признаки гиперактивности.
Если вы, наблюдаете, большинство признаков изложенных в диагностической карте, обратитесь к специалистам.  

Диагностическая карта признаков гиперактивного ребенка

Двигательная активность

1. Беспокоен в движениях  
2. Ерзает на месте  
3. Находится в постоянном движении  
4. Очень говорлив  
5. Мало спит  
Активное внимание 1. Непоследователен в поведении  
2. Имеет трудности в организации  
3. Имеет много незаконченных проектов  
4. Не слышит, когда к нему обращаются  
5. С энтузиазмом берется за задание, но его не заканчивает  
6. Теряет вещи  
7. Избегает задач, требующих умственных усилий  
8. Часто бывает забывчив  
Импульсивность 1. Не может регулировать свои действия  
2. Не умеет подчиняться правилам  
3. Отвечает до того, как его спросят  
4. Не может дождаться очереди в игре, на занятиях  
5. Часто вмешивается в разговор  
6. Плохо сосредотачивает внимание  
7. Не может отложить вознаграждение  
8. Вариативность поведения  
Материал подготовила
психолог Чернова Е.В.
назад