Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации "Детский сад №66" г. Таганрога
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Советы специалистов

Этот трудный звук, Или как научить ребёнка использовать новый звук

Часто родители жалуются, что ребёнок уже умеет правильно произносить какой-либо звук, но «ленится» или «забывает» произносить его. Почему? Как ему помочь?

Причина проблемы не в том, что ребёнок «ленится» или «забывает» , а в том, что новое произносительное умение еще не сформировано настолько, чтобы стать АВТОМАТИЧЕСКИМ навыком, не нуждающимся в постоянном сознательном контроле. Поэтому на занятии ребёнок находится в состоянии повышенного внимания к качеству произношения и говорит правильно, а вне занятия воспроизводит привычный закрепившийся в речи старый навык. Это происходит тогда, когда ребёнок недостаточно закрепил новый навык произношения на занятиях в детском саду и дома. Напомним, что сначала звук отрабатывается логопедом на занятиях в разных формах: изолированно, в разных типах слогов, в разных словах, в предложениях, в текстах (стихотворных и прозаических). Многократно правильно повторяя трудный звук, ребёнок постепенно делает его привычным и избавляется от необходимости постоянного мыслительного контроля: «Правильно ли я сказал? Какой звук надо сказать? Куда надо поставить язык?» Звук АВТОМАТИЗИРУЕТСЯ, превращается в НОВУЮ ПРИВЫЧКУ ПРОИЗНОШЕНИЯ, которая вытесняет старую привычку неправильного произношения.

Чтобы это произошло, ребёнку под руководством взрослых (в дс — логопеда, а дома — родителей) надо немало потрудиться, создав себе ряд образцов правильного произношения — стихотворений, рассказов, загадок, потешек, скороговорок, наполненных этим звуком. При этом ребёнок должен заучивать их с целью ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНЕСТИ ЗВУК, а не просто выучить наизусть. Взрослый показывает свою заинтересованность и помогает ему осуществлять контроль за качеством произношения («Помни про С»), обязательно отмечает даже маленькие успехи («Как ты правильно сказал!», «Мне понравилось это слово!», «Повтори его папе!») Важно, чтобы в результате ребёнок научился рассказывать легко и просто, без запинок и мучительных раздумий. Чем больше таких образцов правильного произношения усвоит ребёнок, тем скорее наступит тот момент, когда он вдруг «заговорит сам», без напоминаний и исправлений со стороны взрослого.

Отдельно отметим, что ребёнку легче даются для заучивания в целях автоматизации стихи, чем рассказы. Это объясняется стихотворной формой и наличием рифмы, которые как бы подсказывает выбор звуков в словах. С другой стороны, проза предполагает большую свободу в выборе слов и вызывает больше трудностей в выборе звуков. Однако прозаическая речь ближе к собственной спонтанной речи, поэтому обязательно надо составлять пересказы и рассказы. Скороговорки являются заключительным этапом в работе над звуком и демонстрируют высокую степень овладения им. Заучивать скороговорки надо тогда, когда ребёнок уже выучил несколько стихов и текстов. При этом сначала скороговорки произносятся медленно и максимально чётко, только затем можно упражняться в произношении на скорость. Если же ребёнок теряет или неверно произносит звуки, то надо вернуться на предыдущий этап работы. Соответствующую букву можно показывать и учить только тогда, когда усвоен звук. Не стоит надеяться, что упражнения в чтении буквы помогут быстрее усвоить звук. Наоборот, только научившись произносить, можно учиться читать и писать. Следуйте советам логопеда и помогайте ребёнку дома! Успехов вам!

Материал подготовила учитель-логопед Свердлова Галина Владимировнаназад