Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации "Детский сад №66" г. Таганрога
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Советы специалистов

Что такое « детская жестокость?»

Жестокий ребенок тот, кто получает удовольствие, делая больно другому. Как правило, такие дети с нестабильной самооценкой. Только унижая остальных, они чувствуют себя « на коне».

С давних времен принято считать, что любовь к животным - это норма человеческого поведения. Люди, жестоко обращающиеся с животными, порицаются в обществе, те же, кто заботится о них, вызывают чувство уважения.

Человек, умеющий видеть красоту родной природы, никогда не поднимет руку, чтобы выстрелить в лебедя или избить палкой собаку.

Издревле человек привык к тому, что он царь природы, ее властелин. Поэтому бездумно вырубались леса, истреблялись звери и птицы.

Отношение детей к живому отличается повышенной эмоциональностью и познавательной направленностью. Детей привлекают их движения, голосовые сигналы, способы поведения и их реакции.

Однако познавательное отношение к природе и любознательность в сочетании с активностью ребенка иногда приводит к экспериментированию над живыми существами. Дети отрывают насекомым крылья, ноги, разрывают на части червей.

Маленькие дети не оценивают такие поступки как проявление зла и жестокости. Но если пятилетний ребенок давит насекомое и получает от этого удовольствие - это опасный сигнал. Возможно, насилие стало единственным способом самоутверждения.

Причины такого поведения следует искать в отношениях в семье. Если взрослые то и дело одергивают ребенка, не считая нужным спрашивать его мнение, у ребенка накапливается раздражение, злость, которые он выплескивает на более слабых.

Так же следует помнить, что решение выбить клин клином: « Как тебе не стыдно! Сейчас я тебя ущипну, отлуплю - почувствуешь как кошке больно», к хорошему не приводят. Привить доброту ремнем невозможно. Лучше напомнить малышу о том, как ему было больно, когда он сам упал и ушибся. Сейчас ты сделал так же больно животному.

Особенно неправильно дети ведут себя по отношению к растениям, считая, что их много. Они ломают просто так ветки, рвут листья, охапками срывают цветы и тут же без сожаления бросают их. И все это происходит в присутствии взрослых, которые своим молчанием поощряют малышей.

Большинство детей не считает растения живыми, дети не знают признаки живого. Назовите признаки живого (дышат, питаются, движутся, растут, размножаются).

Существенное влияние на отношение дошкольников к природе оказывает пример взрослых, прежде всего родителей.

Жестокие поступки в дошкольном детстве – явление достаточно редкое. При этом поступки детей нередко побуждаются гуманными мотивами «помочь».

Откуда же берутся люди, не любящие птиц и зверей, жестоко обращающиеся с ними?

Ответ надо искать в изъянах воспитания и в нас самих.

Исследования ученых показали: до 90% уголовников в детстве и подростковом возрасте проявляли изощренный садизм в отношении к животным. К жестокости склонны духовно обделенные люди. Духовно здоровые люди не жестоки.

Только любовь и еще раз любовь, а также воспитание заботливого отношения к природе и личный пример способны остановить жестокость.

Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудное положение, не будет проявлять жестокость и агрессивность.

Поиграйте вместе с ребенком дома

  1. Упражнение «Ласковое слово» - ребенок берет игрушку и говорит ей добрые и ласковые слова.
  2. Ролевая гимнастика: « Я знаю….» - с помощью мимики и пантомимики показать, как котенок спит, свернувшись клубочком; просыпается, лакает молоко, причесывается, выпрашивает лакомый кусочек….
  3. Ролевая гимнастика « Покажи…» - предложить показать жука, который весело летает, греется на солнце, у которого оторвали крылья: как он плачет от боли…

Любите все живое,
Ведь у нас одно на всех небо голубое!

Консультацию подготовила воспитатель Куликова И.К.

назад