Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации "Детский сад №66" г. Таганрога
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Методическая копилка

Учимся, играя

Эмоциональная сфера – ведущая сфера в жизнедеятельности дошкольника. И как нельзя лучше развитию эмоций способствуют музыкальные занятия, ведь музыка – модель человеческих отношений (Медушевский). Ставя своей задачей воспитать всесторонне развитого, эмоционально отзывчивого, жизнерадостного, доброго человека, чуткие и мудрые воспитатели согласятся со мной в том, что музыкальное воспитание играет очень важную роль. Ведь оно призвано прежде всего развить у дошкольника устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности. Также важную роль в решении этой задачи играют музыкальные уголки в группах, где дети по своему желанию могут закрепить знания, полученные на музыкальных занятиях, слушать музыку, петь полюбившиеся песни, подбирать мелодии на металлофоне, водить хороводы. Таким образом, выполняется требование СанПиНа – мы не ущемляем право детей на игру: («необходимо в течение дня обеспечивать баланс разных видов деятельности – умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра»).

Я думаю, коллеги, вы согласитесь со мной, что не всегда на занятиях мы достигаем поставленных целей, не всегда можем в полной мере охватить всех детей, выслушать их мнение о прослушанной музыке, увидеть в роли ведущих в подвижной игре, послушать сольное пение. Тому виной – регламентированность занятия, большое количество детей в группах. Учитывая, что музыкальное занятие – одно из самых любимых детьми, я решила расширить его рамки и часть поставленных задач решать вне занятия, в группе, в игровой форме, обеспечивая тем самым баланс разных видов детской деятельности, среди которой преобладающей выступает игра.

Таким образом, дети закрепляют знания, полученные на музыкальных занятиях, причем, что им очень нравится, в самостоятельной деятельности. А я продолжаю решать основные задачи музыкального развития: развитие музыкальной памяти, музыкального мышления (репродуктивного и продуктивного компонента), сенсорных способностей (музыкального слуха и чувства музыкального ритма).

Работая в тесном контакте с воспитателем, я поставила целью помочь воспитателю, повысить уровень его музыкальной грамотности, сделать его своим соратником и последователем. Мы вместе изготовили массу пособий: это яркие шумовые музыкальные инструменты (шумелочки, шуршалочки, звенелочки, римические палочки, маракасики, трещотки). Два раза в месяц, а иногда и чаще, как того требует тема музыкального занятия, я обновляю пособия в музыкальном уголке, вношу новые музыкально-дидактические игры, карточки с названиями музыкальных терминов, ритмические таблицы. Имеющийся в группе магнитофон тоже не стоит без дела – дети слушают полюбившиеся им музыкальные произведения и обязательно новое, впервые услышанное на занятии. Обязательно приношу портрет композитора, написавшего музыку. В альбоме песен печатными буквами пишу текст песни, разучиваемой с детьми, а также приклеиваю яркую картинку, отображающую содержание песни. Уже читающие дети могут самостоятельно прочесть текст песни, что, в свою очередь, является для остальных детей стимулом научиться читать.

В течение пяти лет я работаю по программе «Гармония» К.В.Тарасовой и Т.В.Нестеренко. Хочу отметить важность, нужность этой программы. Научно обоснованная, логически выстроенная, охватывающая все виды музыкальной деятельности. Обширный музыкальный материал с преобладанием классического – всё это позволяет интересно, целенаправленно и продуктивно проводить занятия. Программа способствует развитию детского музыкального творчества. Очень важно то, что по всем разделам программы имеются методические пособия. Приведу конкретные примеры того, как я строю свою работу. В старшей группе из блока «Осенние контрасты» предлагая детям произведение А. Холминова «Дождик», ставлю своей целью закрепление равномерного ритма, развитие внимания детей в поочерёдном вступлении двух групп инструментов: деревянной (деревянные коробочки, палочки) и металлозвучной (колокольчики, треугольники). На фланелеграфе выкладываем ритмический рисунок для каждой группы инструментов.

Продолжая работу в группе, предлагаю поиграть в дидактическую игру «Передай ритм». Цель игры: развивать у детей ритмическое восприятие и музыкальную память. Дети слушают и запоминают ритмический рисунок мелодии (её можно исполнить на металлофоне или другом музыкальном инструменте), прохлопывают ритм и выкладывают каждый на своём фланелеграфе. Если дети устали сидеть, игру можно продолжить в другом ключе: участники становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече впереди стоящего. И тот передаёт ритм следующему ребёнку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передаёт» ритм, хлопая в ладоши.

Очень нравится детям дидактическая игра «Весело - грустно». Эта игра служит развитию ладового чувства. Играть в неё может сразу вся группа детей. У каждого в руках по две картинки – с изображением весёлого и грустного человечков. Воспитатель предлагает прослушать произведения весёлого и грустного характера. Отмечает детей, быстрее поднявших нужную картинку. Эту игру также можно сделать более интересной для наших непосед: дети выстраиваются в шеренгу, перед ними ставлю музыкальный инструмент, принесённый из музыкального зала, после каждого прослушанного фрагмента правильно ответившие дети делают шаг вперёд, тем самым приближаясь к поставленной цели. Ребёнок, оказавшийся первым, имеет право первым поиграть на этом музыкальном инструменте. Часто обращаюсь к сборнику М.Трубниковой «Музыкальные ступеньки», где нахожу много интересных игр.

Играя с детьми, разнообразя их самостоятельную деятельность, активизируя малоактивных детей, я сама стараюсь больше импровизировать, придумываю новые варианты игр. Радуюсь, когда вижу отдачу, творческое отношение к игре, желание застенчивых детей исполнять роль ведущего.

Хочется отметить факт участия детей нашего детского сада в музыкальной жизни города. Раскрепощённые, активные, они с большим желанием выступают на различных сценах, для них не представляет больших трудностей перестроиться, приспособиться к новым условиям концертного зала («Праздник детства в гимназии им. А.П.Чехова»), библиотеки (концерт для ветеранов Великой отечественной войны 9 Мая), открытой площадки (праздник, посвящённый дню рождения городского парка).

Скачать «Примерное планирование работы по организации самостоятельной музыкальной деятельности стар-ших дошкольников».

Музыкальный руководитель Дрововозова Людмила Николаевна назад