Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации "Детский сад №66" г. Таганрога
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Методическая копилка

Использование здоровьесберегающих технологий

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи, её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

В процессе воспитательно-образовательной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Совокупность методов и приемов в развивающей работе педагога затрагивает формирование представлений об окружающем мире, социальных явлений и навыков поведения, основы личностной культуры, определенных психических процессов. В практической деятельности воспитателя можно применять различные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые помогут в образовательно-развивающей работе на разных этапах занятия.

  1. Дыхательная гимнастика может включать многие хорошо известные упражнения по развитию речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

    В каждое занятие включается упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое. По мере овладения упражнениями детьми добавляются новые.

  2. Глазодвигательные упражнения (вверх-вниз, вправо-влево, вдаль-близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.
  3. В развитии общей и ручной моторики используются комплексы физминуток, которые подбираются к изучаемым на занятии темам и проводятся в игровой форме.
  4. Для развития ручной моторики используются самые разные тренажеры: шнуровки; застегивания пуговиц, молний и кнопок; игрушки-вкладыши типа матрешки; игры-нанизывания на шнур; тренажеры с надавливаниями кнопок и клавиш и многое другое.
  5. Большим успехом у детей пользуется массажер Су Джок - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, где располагаются системы соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на определенные точки при помощи различных приспособлений (колючих шариков, валиков, ребристой «травки»), мы можем управлять соответствующими им органами или системами.

    Систем соответствия несколько. Основная «представляет» человеческое тело на поверхности всей ладони. Большой палец соответствует голове и шее, средний и безымянный - ногам, указательный и мизинец - рукам. Ладонь делится на два сектора, соответствующие органам, расположенным выше диафрагмы (ближе к большому пальцу) и ниже диафрагмы (ближе к остальным пальцам). Тыльная сторона - затылок, позвоночник, почки.

    Особенно важен массаж Су Джок кольцом. Массаж пальцев массажером «кольцо» способствует повышению общего тонуса организма, увеличению работоспособности, оказывает профилактическое общеукрепляющее действие.

    Эту работу полезно проводить на занятиях перед выполнением заданий, связанных с письмом и рисованием. Приобрести массажер можно в медтехнике.

    Интересно, в Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет!

  6. Аурикулотерапия: система лечебного воздействия на точки ушной раковины (принцип как и в Су Джоке). Большинство ученых представляют ушную раковину как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности). Данный вид массажа очень действен, так как при этом идет непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Воздействие осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до легкого покраснения и появления чувства тепла.
  7. Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. В работе с детьми используют комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко» (соединяя большой палец поочередно с остальными), «Кулак-ребро-ладонь» (последовательно много раз), «Пальчики обеих рук здороваются», «Замок» и другие.

    В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии (нарушения письма), развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

    В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

    Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

  8. Развитие основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала соблюдается определенная последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводится в эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке».

    Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические развивающие и формирующие программы! Я считаю, что если ребёнок с радостью идёт утром в детский сад, если ему комфортно на занятии, если от общения с воспитателем он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье как дошкольника, так и педагога тоже! Поэтому, внедрение здоровьесберегающих технологии в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья дошкольников.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил-был Веселый Язычок в своем домике-ротике и решил он однажды пойти погулять. Каждое утро он просыпался, подтягивался, широко открывал дверки в домике-ротике и выходил на крылечко (открыть рот и высунуть язык на нижнюю губу). Язычок смотрел сначала на небо, светит ли солнышко (поднять язычок к верхней губе), потом на землю, нет ли там лужи (опустить язычок на нижнюю губу). Потом язычок решил покататься на качельке – вверх, вниз (открыть рот и попеременно то поднимать язык к верхней губе, то опускать к нижней), а потом он поскакал на лошадке (поцокать язычком). Устал язычок кататься и очень проголодался. Налил он себе в блюдце молока и стал его лакать, как котенок (приоткрыть рот и попеременно язык то высовывать изо рта, то прятать). После еды язычок почистил зубки (потереть кончиком язычка сначала верхние, а затем нижние зубки), а потом вытер губки (облизать круговым движением губы). Устал язычок и пошел спать в свой домик-ротик.